Финансовое планирование для малых организаций. Памятка. |
«Деньги – кровь бизнеса». Именно поэтому, каждому владельцу предприятия – малого или среднего, вновь созданного или успешно работающего – необходимо тщательно следить за состоянием финансов в своем бизнесе, проводить профилактические «лечебные мероприятия», позволяющие избежать финансовых «инфарктов».
Вот несколько распространенных недочетов в управлении деньгами в малых и средних предприятиях:
- Отсутствие понимания финансовой ситуации в компании. То, что у вас лежит на счете 20 миллионов, еще не значит, что вы можете потратить из них хотя бы тысячу. Сначала разберитесь, откуда и как они попали на счет, какой доход они приносят и долго ли они могут на счете находиться, и только потом открывайте новые магазины, покупайте личные автомобили и совершайте любые другие расходы.
- Отсутствие критериев эффективности, которые были бы доступны вам в любой момент. Есть ли у вас финансовая модель, по которой вы могли бы проследить оборот, выручку, прибыль и движение денег? Если вы не можете отследить эти параметры, то не можете их контролировать.
- Отсутствие планирования. Часто открытие новых магазинов или даже целых направлений в бизнесе производится наобум, без понимания, хватит ли на это свободных денежных средств. За счет каких средств на самом деле происходит развитие: за счет оборотных средств или за счет уже сгенерированного дохода? Производится ли расчёт прибыльности нового магазина или направления?
Важно: относиться к любому бизнесу нужно как к инвестиции, сравнивать с другими возможными альтернативами вложения средств: считать, сколько было вложено, сколько получили в результате, за какой срок, сколько усилий было приложено, чтобы получить результат.
Для того чтобы произвести финансовые расчеты (самостоятельно или с помощью специалистов), необходимо, прежде всего, обладать достоверными данными о движении всех денежных потоков через вашу фирму.
В этом вам помогут основные бухгалтерские отчеты, в них содержится практически все, что нужно для анализа.
Важно: если ваше предприятие зарегистрировано в виде ИП, то обязанности вести бухгалтерский учет у вас нет. Однако, это не значит, что вести учет не нужно, поскольку именно финансовая информация поможет вам ответить на вопрос о прибыльности бизнеса, ведь деньги на счете – это еще не прибыль.
Существует три основных финансовых документа, из которых вы можете черпать данные для дальнейшего анализа и планирования:
- Балансовая ведомость, баланс.
- Отчет о прибылях и убытках
- План движения денежных средств
Активы и пассивы вашего бизнеса описываются в балансе предприятия. Баланс – это моментальный снимок финансового состояния бизнеса, он дает понимание того, откуда в этом бизнесе взялись деньги (пассивы / капитал) и куда они вложены (активы).
Важно: баланс нужен для контроля вашего имущества и ваших долгов. Часто бывает, что владелец бизнеса не смотрит на баланс и упускает момент, когда его долги становятся больше, чем его имущество.
Ваша фирма – инструмент извлечения прибыли из окружающего мира. Вас, как владельца, безусловно, интересует не только состояние активов, но и величина прибыли, генерируемой вашей компанией. И величина эта должна быть подсчитана предельно точно. Именно для этого существует отчет о прибылях и убытках. Цель его составления - определить, какую прибыль компания получила за период, и информировать об этом собственника (и не только).
Также для оценки вашего бизнеса стоит рассчитать несколько финансовых коэффициентов. Самыми важными с точки зрения оценки эффективности бизнеса как инвестиции по сравнению с другими инвестициями являются показатели рентабельности и ликвидности.
Коэффициенты рентабельности показывают то, насколько успешно компания двигается к цели создания капитала для собственника. Представляют собой отношение полученной прибыли (или выручки) к другим ключевым показателям или ресурсам.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE):
ROE = Чистая прибыль (прибыль после выплаты налогов) / Среднегодовая величина собственного капитала.
ROE показывает доходность капитала собственников.
Коэффициент рентабельности суммарных активов (Return On Total Assets, ROTA):
ROTA = Операционная прибыль (прибыль до уплаты налогов) / Среднегодовая величина совокупных активов.
ROTA измеряет операционную эффективность компании.
Маржинальность продаж:
Маржинальность продаж = (Доходы от продаж – Себестоимость реализованной продукции) / Доходы от продаж
Рентабельность основной деятельности:
Рентабельность основной деятельности = (Доходы от продаж – Расходы от основной деятельности) / Доходы от продаж.
Здесь: Расходы от основной деятельности = Себестоимость реализованной продукции + Коммерческие расходы + Административные расходы
Коэффициенты ликвидности показывают соотношение ресурсов компании и ее долга, подлежащего погашению в ближайшем будущем.
Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, характеризующие платежеспособность компании в краткосрочном периоде, ее способность отвечать по обязательствам в быстро меняющейся рыночной среде.
Коэффициент текущей ликвидности:
Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства
Высокий коэффициент текущей ликвидности лучше, чем низкий, однако, если он очень высок, то это означает, что средства компании «заморожены» в деньгах или других ликвидных инструментах и используются не так эффективно, как могли бы.
Коэффициент срочной ликвидности
Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные активы – Товарно-материальные запасы) / Краткосрочные обязательства
Значения коэффициента на уровне 0,6–0,8 можно считать вполне приемлемыми.