Подушка безопасности есть только у каждой пятой семьи

Россияне не откладывают средства на черный день

 Россияне реже делают сбережения на будущее, чем европейцы. Результаты исследования компании Nielsen публикует РБК. По данным экспертов, лишь половина жителей России каждый месяц откладывает деньги, и при этом только каждый четвертый из них уверен в своем дальнейшем финансовом благополучии. В Европе накопления делает почти 60% населения, и каждый третий уверен в будущем. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.

 - Почему эти данные так разнятся, как по-вашему? В чем причина такого поведения россиян?

 - Во-первых, это разница в доходах. После девальвации доходы россиян значительно снизились, и сберегать просто не из чего. Также нужно отметить, что тенденция недостаточных сбережений была и до девальвации, но в меньшем объеме, так называемой подушкой безопасности обладали лишь 20% семей. Что такое подушка безопасности? Это шестимесячные расходы домохозяйства, которые должны быть у каждой семьи в каких-то сбережениях для того, чтобы расходовать эти средства в случае потери работы. Вот такая подушка безопасности есть только у каждой пятой российской семьи.

 А другие данные Nielsen совпадают с опросами, которые происходили ранее в рамках проекта Министерства финансов по повышению финансовой грамотности, и они приблизительно такого же уровня, то есть половина россиян без сбережений и лишь четверть либо 20% более или менее защищены на случай каких-то кризисов и соответствующих падений доходов.

 - Вы сами упомянули про финансовую грамотность, это тоже одна из причин, почему люди доходы не распределяют правильно и не откладывают сбережения или нет, или именно низкий доход - главная причина?

 - Первое - это низкий доход, вторая причина - это скорее не финансовая грамотность, а отсутствие в России государственной политики по стимулированию сбережений. Мы устраиваем всю эту дискуссию вокруг накопительной пенсии, изъятия пенсионных накоплений в прошлом году и в этом году у тех, кто перешел в накопительную пенсию, к сожалению, несмотря на все декларации, нормативные акты Российской Федерации не стимулируют людей к каким-то формам вкладывания средств. В Европе, конечно, программы софинансирования программ пенсионного обеспечения более развиты, чем в России. Поэтому с этим связано то, что вовлечение населения в сбережения у нас ниже. Это еще и пассивность государства.

 - А что касается кредитов? По данным компании Nielsen, у россиян долгов и кредитов меньше, чем у европейцев, но беспокоятся они за них больше, почему так?

 - Здесь, скорее всего, это связано с тем, что если сравнить процентные ставки, то процентные ставки в России многократно выше по ипотеке, в четыре-пять раз ипотека дороже, поэтому практически каждый ипотечный заемщик в России понимает, что обслуживать кредит в 12-14% годовых трудно ежемесячно. В Европе такие ставки трудно найти, и те же дочки российских банков кредитуют, например, в Чехии под 4-5% годовых, в России они кредитуют под 14%. Поэтому цена вопроса другая для россиян в части кредитования.

 Также у нас более распространены так называемые микрозаймы, где эффективная ставка достигает 800% годовых. В Великобритании, например, такие продукты просто запрещены, в Германии такие продукты ростовщические запрещены, поэтому у нас пока свободный рынок, и люди черпают ложкой этот рынок и вынуждены с этим как-то жить и надеяться лишь на то, что они не потеряют работу и смогут тянуть это кредитное бремя.

 - А что касается уверенности в будущем, в дальнейшем финансовом благополучии, тоже мы сильно европейцам уступаем. Здесь та же самая причина, насколько я понимаю?

 - Здесь, конечно, экономический кризис. Как бы нам ни говорили, он достаточно жестко прошелся по нашей стране, более мягко по европейским странам, и у нас падение ВВП. Вообще, трудно найти страну, где падение ВВП, может быть, Греция еще, она, по-моему, вышла из этого состояния, но в целом по ЕС экономического кризиса такого, как у нас, нет.

 Соответственно, люди все это чувствуют, люди видят 25-процентную продуктовую инфляцию в прошлом году, видим и 15-процентную продуктовую инфляцию в этом году, а продуктовый ценник у нас и формирует ощущение людей, благополучно ли все в стране или неблагополучно, поэтому пессимизма сейчас у потребителей достаточно много, и, наверное, это все оправданно.

Источник:  http://www.kommersant.ru/

26 ноября 2015