Портрет финансово грамотного человека

В рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Аналитический центр НАФИ провел исследование уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации. По результатам исследования был составлен портрет финансово грамотного человека.

Уровень финансовой грамотности различается у мужчин и женщин: женщины в целом более финансово грамотны, чем мужчины. Примерно до 40 лет гендерные различия в финансовом поведении почти незаметны, но после 40 лет превосходство женщин становится явно выраженным. Это связано с большей вовлеченностью женщин в финансовую деятельность своих домохозяйств (планирование регулярных расходов, организация финансирования иждивенцев и т.д.). При этом мужчины лучше женщин понимают базовые свойства финансовых продуктов (например, вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности. С возрастом падение уровня финансовой грамотности у женщин не такое резкое, как у мужчин.

2020-07-13-1.png

Финансовая грамотность определяется вовлеченностью человека в экономическую и хозяйственную деятельность. Уровень финансовой грамотности выше среднего показателя по стране у работающих граждан среднего возраста, при этом такой же высокий показатель имеют работающие пенсионеры. У неработающих пенсионеров уровень ниже среднего по стране (и ниже, чем у работающих пенсионеров).

2020-07-13-2.png

2020-07-13-3.png

Уровень финансовой грамотности меняется в зависимости от размера и типа семьи. Так, финансовая грамотность выше всего в полных семьях с 1-2 несовершеннолетними детьми. В семьях с 3 и более детьми, а также неполных семьях (один родитель) финансовая грамотность существенно ниже.

2020-07-13-4.png

Пользование сберегательными и страховыми продуктами является признаком высокого уровня финансовой грамотности. Уровень финансовой грамотности у вкладчиков и пользователей страховых продуктов выше среднего по стране, при этом заемщики МФО/ломбардов, а также люди, совсем не пользующиеся финансовыми продуктами, отличаются низким уровнем финансовой грамотности.

2020-07-13-5.png

Признак высокого уровня финансовой грамотности – использование в повседневной жизни современных платежных инструментов и дистанционных каналов банковского обслуживания (ДБО). Россияне с низким уровнем финансовой грамотности используют банковские карты и ДБО реже, а россияне с высоким уровнем финансовой грамотности – чаще. За год жители россии стали чаще расплачиваться безналичными способами: 29% населения в повседневной жизни предпочитают безналичную оплату (16% в 2018 году), оплату наличными предпочитают 38% (44% в 2018 году).

2020-07-13-6.png

2020-07-13-7.png

Финансовая безопасность – важная составляющая финансовой грамотности. Треть респондентов (34%) не смогли правильно указать связь между высокой доходностью и высоким риском денежных вложений. Каждый третий владелец банковской карты (31%) сталкивался с попытками мошенничества. Чаще всего мошенники пытались узнать данные карты или добиться перевода денег на подставные счета. 4% владельцев карт признались, что понесли финансовые потери в результате мошеннических действий.

В случае потери основного источника дохода 42% россиян смогут оплачивать все необходимые расходы – без займов у близких и оформления кредитов – не более одного месяца. В среднем при потере работы накоплений россиян хватит на 63 дня.

Существует устойчивый запрос на повышение финансовой грамотности. Столкнувшись с финансовыми трудностями, россияне чаще замечают взаимосвязь между денежными проблемами и недостаточной информированностью в сфере финансов. Значительная часть населения (43%) заинтересованы в получении новых знаний в сфере финансов. Самая востребованная тема – способы защиты от мошенничества. Женщины проявляют интерес к финансовым темам чаще мужчин и больше открыты к учебе: повысить свою информированность в сфере финансов хотели бы 45% женщин и 39% мужчин. Наибольший интерес к финансовой информации демонстрирует молодежь, а после 50 лет запрос на такую информацию резко снижается. При этом женщины демонстрируют большее «финансовое любопытство» во всех возрастных группах, поэтому могут выступать амбассадорами финансовой грамотности в своих семьях и ближнем окружении.

2020-07-13-8.png

Самый востребованный канал получения информации по теме финансовой грамотности – дистанционный (его выбрали 65% тех, кто хочет повысить свою финграмотность). Офлайн каналы (статьи в прессе, выпуски на ТВ, очные курсы) особенно востребованы старшим поколением. Необходима комбинация онлайн и офлайн каналов финансового просвещения для полного охвата всех возрастных аудиторий.

Источник: Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) от 09.07.2020 https://nafi.ru/analytics/portret-finansovo-gramotnogo-cheloveka/

 


13 июля 2020