Что делать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в случае ликвидации банка, где открыт расчетный счет?

Что делать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в случае ликвидации банка, где открыт расчетный счет?

Банкротство банка является неприятной неожиданностью для вкладчиков – физических и юридических лиц. Что делать в данном случае?

Физические лица имеют право на страхование вкладов, что дает им возможность получить возмещение в случае банкротства банка. Так, при наступлении страхового случая вкладчик по застрахованному вкладу может получить полную сумму своего вклада в пределах установленной в п. 2 ст. 11 Закона о страховании вкладов верхней границы. С октября 2008 г. и по настоящее время возмещают 100% вклада до 700 тыс. руб. Для того, чтобы получить возмещение, необходимо обратиться с заявлением в Агентство по страхованию вкладов.

В случае с юридическими лицами, вклады не страхуются. Поэтому взыскивать средства придется в судебном порядке. Однако в случае банкротства банка требования юридического лица – кредитора будут удовлетворяться в последнюю очередь.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию имущества кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

На основании ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, требования юридических лиц относятся лишь к третьей очереди кредиторов. Это означает, что если денег хватит только на частных вкладчиков – физических лиц, то вернуть свои вклады предприниматели не смогут.

В ходе ликвидации, по мере продажи имущества банка и взыскания долгов с должников кредитной организации, признанной банкротом, в конкурсную имущественную массу поступают денежные средства. Эти средства направляются на расчеты с кредиторами. В том числе на удовлетворение требований кредиторов из числа юридических лиц, как уже было сказано, в порядке очередности, установленной законом.

Но если права не заявлены, то юридическое лицо не попадет в реестр кредиторов и, соответственно, не может рассчитывать на возмещение. Таким образом, заявить о своих правах кредитора – первое, что нужно сделать предпринимателю – клиенту банка-банкрота.

Примерная форма требования от имени кредитора – индивидуального предпринимателя и от имени юридического лица с вариантом заполнения представлены в приложении 1.

Направить заполненную форму требования и все необходимые документы нужно в адрес Временной администрации по управлению банком. Посмотреть, какая временная администрация назначена в вашем банке, вы можете на сайте Банка России.

Перечень необходимых документов (их наименования нужно будет указать в разделе «Приложения» формы требования):

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего требование;
  • устав с изменениями и дополнениями на дату предъявления требований;
  • выписка из ЕГРЮЛ на текущую дату;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и ОГРН;
  • выписка из протоколов общего собрания акционеров (участников) или совета директоров (наблюдательного совета) о назначении генерального директора (директора), доверенность на лицо, уполномоченное предъявлять требование;
  • договор банковского вклада (счета), договор на расчетно-кассовое обслуживание;
  • вступившие в законную силу решения суда (исполнительный лист);
  • ценные бумаги (векселя, депозитные сертификаты, облигации и т. д.);
  • документы, подтверждающие поступление денежных средств на счет в банке (объявление на взнос наличных денежных средств, платежное поручение);
  • выписка по счету кредитора с указанием остатка на дату отзыва лицензии или на дату последнего получения;
  • иные подлинные документы либо их копии, подтверждающие обоснованность требования.

Обратите внимание: документы должны быть представлены в оригинале или в копиях и заверены либо вашей фирмой (ИП), либо нотариусом. В требовании нужно указать формы каждого подаваемого документа (оригинал или заверенная копия). Если какие-то документы утеряны, то укажите это в разделе «Примечание».

Предъявленные требования включаются в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в порядке очередности. А учитывая, что списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (ст. 855 ГК РФ), то чем раньше вы подадите документы, тем лучше.

Реестры кредиторов формируются не только в то время, пока банк находится под управлением временной администрации, но и после признания банка банкротом в арбитражном суде.

Временная администрация банка должна уведомить вас о включении в реестр требований кредиторов, о размере и составе ваших требований к банку и об очередности их удовлетворения в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения вашего требования (п. 10 ст. 22.1 Закона №40-ФЗ).

Кроме временной администрации необходимо оповестить о банкротстве вашего банка и других заинтересованных лиц. К ним относятся:

  • ваши контрагенты;
  • сотрудники вашей фирмы;
  • налоговая служба и внебюджетные фонды.

Контрагентов нужно оповестить, потому что возможно возникновение ситуации, когда они перечислят на ваш счет деньги, но так как банк больше не работает, получить эти деньги у вас не выйдет (а ведь речь может идти об очень крупных суммах). Чтобы не возникло споров об оплате, которая была списана со счета вашего контрагента, но вами фактически не получена, следует к имеющимся договорам как можно быстрее составить дополнительные соглашения, в которых указать новые платежные реквизиты.

Почему нужно оповестить сотрудников? Потому что вы не сможете выдать им заработную плату в срок, а задержка зарплаты означает, что нужно будет начислить и заплатить компенсацию (ст. 236 ТК РФ). Если заработную плату вы перечисляли на пластиковые карты сотрудников, открытые в обанкротившемся банке, то они смогут получить возмещение всех потерянных денег (но не более 700 тыс. руб. по одному вкладу – «пластиковому» счету). Для этого ваш работник должен обратиться в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сообщит ему, в каком банке-агенте можно будет получить деньги. Если сотрудник не обратится в агентство, то оно с ним все равно рано или поздно свяжется и сообщит всю необходимую информацию.

Налоговые платежи, «застрявшие» в банке, могут признать как неисполнение ваших обязанностей налогоплательщика. Поэтому необходимо обратиться в налоговый орган и/или во внебюджетные фонды. Рассмотрим схему действий на примере ИФНС:

  1. Представьте в инспекцию платежки с отметками банка и выписки с расчетного счета, из которых будет видно, что деньги на уплату налогов были списаны.
  2. Напишите заявление с объяснением сложившейся ситуации. Укажите в нем:
    • все реквизиты зависших платежных поручений;
    • сумму остатка на вашем расчетном счете на момент уплаты налогов;
    • то, что налоги не были перечислены в бюджет исключительно по вине банка;
    • свое требование (со ссылкой на подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ) считать указанные налоговые платежи уплаченными.
  1. Получив эти документы, инспекторы могут назначить вам проверку. Если налоговая по ее итогу откажет вам в признании уплаченных платежей, то у вас есть право обратиться в суд.

Чтобы на вашем балансе не числились средства, которые, вероятно, уже не вернуть, вам нужно списать их в расходы. Сделать это нужно за счет резерва по сомнительным долгам, который создается в бухгалтерском учете (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н).

Сначала остаток денег на расчетном счете спишите проводкой:

Дебет 76 Кредит 51, 52, 55, 58 – списаны остатки денежных средств и ценностей со счета в банке, у которого была отозвана лицензия.

Так, на 76-ом счете вы соберете общую сумму дебиторской задолженности банка перед вашей организацией и обоснованно уменьшите остатки на счетах.

Далее начислите резерв по сомнительной задолженности:

Дебет 91-2 Кредит 63 – начислен резерв по сомнительным долгам в сумме долга кредитной организации;

После ликвидации банка вы можете списать задолженность за счет созданного резерва:

Дебет 63 Кредит 76 – списана дебиторская задолженность кредитной организации за счет резерва по сомнительным долгам на основании выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

Показывать дебиторскую задолженность «лопнувшего» банка в бухгалтерском балансе не нужно. После признания банка банкротом спишите ее с баланса в качестве безнадежной и учитывайте на забалансовом счете (возможно, какие-то деньги все же удастся получить).

Для целей налогообложения прибыли деньги на счетах в проблемном банке сомнительной задолженностью не признаются. А значит, нельзя на сумму банковского долга начислить резерв сомнительных долгов (даже если в налоговой учетной политике заявлено о его создании). Дело в том, что задолженность банка никак не связана с реализацией товаров (работ, услуг) вашей организации (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Если ваша фирма включена в реестр требований кредиторов, то признать долг кредитной организации для целей налогообложения прибыли безнадежным можно только после ликвидации банка (письмо Минфина России от 28 января 2005 г. №07-05-06/28). Причем даже если это произойдет позже, чем через три года с момента отзыва лицензии, так как со дня начала процедуры банкротства кредитной организации срок исковой давности более не течет – он прерван (ст. 203 ГК РФ).

То, что банк ликвидирован, нужно документально подтвердить. Для этого получите выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка – направьте запрос в инспекцию и уплатите госпошлину (п. 2 ст. 266 НК РФ; п. 8 ст. 63 ГК РФ; письмо Минфина России от 19 сентября 2012 г. №03-03- 06/1/487).

Если ваша организация не была включена в реестр требований кредиторов, то признать долг банка безнадежным вы можете на ином основании – в связи с истечением срока исковой давности, то есть после истечения трехлетнего срока (п. 2 ст. 266 НК РФ; письмо Минфина России от 4 марта 2013 г. №03-03-06/1/6313).

Обратите внимание: «упрощенцы» не могут уменьшить налоговую базу на деньги, потерянные при банкротстве банка, причем независимо от выбранного объекта

налогообложения. Ведь Налоговый кодекс не предусматривает такого расхода, как убытки от списания безнадежных долгов (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. №03-11-06/2/57). Также в Налоговом кодексе нет положения, по которому упрощенцы могут уменьшить свои доходы на деньги, зависшие в банке.

Пример:

У ООО были открыты расчетные счета в двух коммерческих банках, у которых в 2009 г. была отозвана лицензия Банка России. На данных счетах у ООО находились денежные средства.

Согласно сведениям с официального сайта ФНС России оба банка находятся в стадии ликвидации. Сведения о завершении процесса ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Согласно сложившейся судебной практике Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика для подтверждения безнадежного долга представлять выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации организации-должника (Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2006, 11.04.2006 №КА-А40/2643-06, Постановление ФАС Московского округа от 03.11.2006, 07.11.2006 №КА-А40/10762-06, Постановление ФАС Поволжского округа от 07.09.2007 №А55-16781/06).

Может ли ООО списать задолженность в отношении указанных банков как безнадежную для взыскания при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 19 сентября 2012 г. №03-03-06/1/487

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее

– НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ во внереализационных расходах учитываются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлен порядок ликвидации юридического лица. Так, на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица кредитор вправе признать задолженность безнадежной и включить эту сумму в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Также сообщаем, что в соответствии со ст. 252 НК РФ расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли организаций, должны быть документально подтверждены.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ, порядок получения которой установлен ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН