Бизнес-омбудсмен (Уполномоченный по защите прав предпринимателей)

Бизнес-омбудсмен (Уполномоченный по защите прав предпринимателей)

«…Для формирования совершенной системы государственных услуг для бизнеса необходимо время. А текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, – нужно решать уже сегодня все эти проблемы.

Именно поэтому также в контакте с бизнесом в России создаётся новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей – как отечественных, так и иностранных, хочу подчеркнуть. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».

Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме

Практически в каждом субъект РФ действует Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Кроме того действует институт общественных омбудсменов, со списком которых можно также ознакомиться на указанном сайте.

Основными полномочиями бизнес-омбудсмена являются:

  • обращаться в суд с заявлением о признании недействительными решений государственных органов (за исключением прокуратуры, Следственного комитета и судебных органов) и муниципалитетов;
  • обращаться в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп юридических лиц (предпринимателей);
  • обжаловать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов;
  • получать от органов государственной власти и муниципалитетов необходимую информацию;
  • беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
  • без специального разрешения посещать обвиняемых и осужденных по «предпринимательским статьям» в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
  • участвовать в выездных проверках предприятий государственными органами;
  • направлять президенту РФ и в Правительство РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Пример:

Руководство калининградского ООО «Веломото Завод Янтарь» обратилось к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Калининградской области с жалобой на незаконное возбуждение уголовного дела против учредителя их компании.

УФНС РФ по Калининградской области провела проверку в ООО «Веломото Завод Янтарь». Как сочли в УФНС, компания незаконно использовала упрощенную систему налогообложения, так как в начале 2008 года фактическая численность работников компании превысила 100 человек. Поэтому по результатам проверки компании были доначислены налоги и пени на сумму более чем 200 миллионов рублей за 2008–2010 годы.

На основании материалов этой проверки старший следователь отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного Комитета России по Калининградской области (СУ СК РФ по КО) возбудил в отношении учредителя ООО «Веломото Завод Янтарь» уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации в особо крупном размере».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области и сотрудники его Аппарата, изучив материалы налоговой проверки, обратили внимание, что размер недоимки по налогам явно не соответствует объему оперативной деятельности предприятия – обороты и выручка ООО «Веломото Завод Янтарь» за тот же период оказались сопоставимы по размерам с требованиями УФНС. Кроме того, непонятно, почему уголовное дело было возбуждено против учредителя компании, который не принимал участия в оперативной и хозяйственной деятельности предприятия, не занимал в нем никаких руководящих постов и поэтому не мог совершать налоговых нарушений.

После экспертизы документов, проведенной независимым экспертом-адвокатом, руководству и учредителю ООО «Веломото Завод Янтарь» было рекомендовано обратиться в суд. Кроме того, Уполномоченный информировал прокуратуру Ленинградского района Калининграда и прокурора Калининградской области о возникшей ситуации и предложил им проверить законность действий УФНС и СУ СК РФ по Калининградской области.

ООО «Веломото Завод Янтарь» в судебном порядке оспорил выводы УФНС, в результате претензии налоговой службы были сняты. Также 31 марта 2014 года старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Калининградской области своим постановлением прекратил уголовное дело в отношении учредителя ООО «Веломото Завод Янтарь» в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Пример:

В январе 2014 года к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей обратился гендиректор ООО «Астрейс» Е. М. Мейтес с жалобой на необоснованное уголовное преследование. Его обвиняли по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Обращение было рассмотрено юристами Аппарата Уполномоченного, которые нашли в деле нарушения действующего законодательства. По итогам экспертизы Уполномоченным было направлено письмо в Прокуратуру Республики Татарстан в интересах заявителя. 21 марта Прокуратура Республики Татарстан сообщила, что уголовное преследование против Мейтес Е.М. прекращено за отсутствием состава преступления.

Пример:

Осенью 2013 года к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей поступил целый ряд обращений от компаний, занимающихся обслуживанием газового оборудования. В частности, к нему обратились компании ОАО «Воронежтехногазсервис», ОАО «Рубин-Сервис» (Тамбовская область), ООО «Производственная коммерческая фирма Дельта» (Московская область), ООО «Арзамасгоргаз», ООО «Нижегородтепломонтаж», ООО «Княгинский Стройгаз», ООО «ГОРГАЗ-Сервис» (Нижегородская область) и многие другие. Предприниматели обращали внимание Уполномоченного, что Постановление Правительства №410 наделило правом осуществлять ремонт газового оборудования исключительно газораспределительные компании и деятельность предприятий, осуществляющих техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в том числе компаний-заявителей, таким образом оказалась под угрозой.

После анализа обращений Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей отметил, что эта проблема носит комплексный характер и затрагивает интересы множества организаций малого и среднего бизнеса, занимавшихся оказанием услуг по обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования. В этой связи им было направлено обращение Председателю Правительства РФ с просьбой рассмотреть возможность отмены данного постановления.

18 марта Верховным Судом положения Постановления Правительства №410 от 14.05.2013 в этой части были признаны недействительными.