Основные финансовые показатели бизнеса

Расчет финансовых коэффициентов – быстрый и сравнительно несложный способ анализа финансового положения компании. Финансовые коэффициенты характеризуют отношение одного показателя финансовой отчетности к другому (например, операционной прибыли к использованному капиталу) или к какому-либо ресурсу компании (например, выручка от продаж на квадратный метр торговой площади).

Рассчитав несколько таких коэффициентов, можно получить довольно полное представление о результатах деятельности компании.

Эти коэффициенты позволяют идентифицировать сильные и слабые стороны предприятия, но не объясняют, почему компания обладает теми или иными преимуществами или отчего произошли какие-либо изменения.

Коэффициенты можно разделить на несколько групп. Самыми важными с точки зрения оценки эффективности бизнеса как инвестиции по сравнению с другими инвестициями являются показатели рентабельности и ликвидности.

Коэффициенты рентабельности показывают то, насколько успешно компания двигается к цели создания капитала для собственника. Представляют собой отношение полученной прибыли (или выручки) к другим ключевым показателям или ресурсам.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE):

ROE = Чистая прибыль (прибыль после выплаты налогов) / Среднегодовая величина собственного капитала.

ROE показывает доходность капитала собственников.

Пример:

Предположим, что собственный капитал вашей фирмы: 1 000 000 рублей, а прибыль за год после выплаты налогов: 500 000 рублей. В этом случае ROE – 50%, что является отличным показателем. А вот если прибыль равна 1 000 000 рублей в год при капитале 10 000 000 рублей, то ROE составит всего 10%, что сравнимо со ставками по депозитам в банках. В этом случае целесообразность ведения бизнеса можно поставит под сомнение!

Коэффициент рентабельности суммарных активов (Return On Total Assets, ROTA):

ROTA = Операционная прибыль (прибыль до уплаты налогов) / Среднегодовая величина совокупных активов.

ROTA измеряет операционную эффективность компании.

Пример:

Если общая стоимость активов равна 10 000 000 рублей, и они генерируют операционную прибыль 3 000 000 рублей в год, то ROTA – 30%. Это хороший показатель, поскольку если предположить, что вы продали все активы и инвестировали их в другие финансовые инструменты, то вы не получите от них подобную отдачу, не принимая дополнительного риска.

Для предприятий торговли особую ценность имеют коэффициенты рентабельности продаж.

Маржинальность продаж:

Маржинальность продаж = (Доходы от продаж – Себестоимость реализованной продукции) / Доходы от продаж

Таблица 4. Расчет маржинальности продаж


Рентабельность основной деятельности:

Рентабельность основной деятельности = (Доходы от продаж – Расходы от основной деятельности) / Доходы от продаж.

Здесь: Расходы от основной деятельности = Себестоимость реализованной продукции + Коммерческие расходы + Административные расходы

Таблица 5. Расчет рентабельности основной деятельности


Чем меньше показатели рентабельности продаж, тем менее выгодно заниматься производством и продажей (или только продажей) данного товара или услуги. В этом случае стоит обратить внимание на альтернативные направления бизнеса с большей маржинальностью.

Коэффициенты ликвидности показывают соотношение ресурсов компании и ее долга, подлежащего погашению в ближайшем будущем.

Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, характеризующие платежеспособность компании в краткосрочном периоде, ее способность отвечать по обязательствам в быстро меняющейся рыночной среде.

Коэффициент текущей ликвидности:

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

К оборотным активам относятся товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства на счете и в кассе, т. е. те активы, которые постоянно оборачиваются в процессе ведения бизнеса.

Краткосрочные обязательства – это кредиторская задолженность; краткосрочные займы; начисленные, но не выплаченные налоги, дивиденды, заработная плата

В разных отраслях нормальный показатель этого коэффициента различен. Если у вас производственная компания, то коэффициент, скорее всего, высокий (поскольку вам необходимо поддерживать запасы готовой продукции, сырья и материалов, а также, вероятно, у вас высокий уровень дебиторской задолженности). Если же вы владелец розничного магазина, то этот коэффициент скорее будет низким, поскольку у вас только быстро оборачивающиеся запасы товаров, а оплата идет за наличный расчет.

Важно: высокий коэффициент текущей ликвидности лучше, чем низкий, однако, если он очень высок, то это означает, что средства компании «заморожены» в деньгах или других ликвидных инструментах и используются не так эффективно, как могли бы.

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные активы – Товарно-материальные запасы) / Краткосрочные обязательства

Этот коэффициент в качестве ликвидных активов учитывает только дебиторскую задолженность и денежные средства. В идеале значение коэффициента срочной ликвидности должно превышать единицу. То есть дебиторская задолженность и средства на расчетном счету должны покрывать обязательства по кредиторской задолженности.

Однако столь высокий коэффициент срочной ликвидности часто считается роскошью, поэтому значения на уровне 0,6–0,8 можно считать вполне приемлемыми.

Задание.

Используя баланс из примера в главе «Балансовый отчет, как отражение активов и пассивов»:


И соответствующий отчет о прибылях:


рассчитайте следующие показатели компании, занимающейся оптовой торговлей, за 2009 и 2010 гг.:

  • Коэффициент рентабельности собственного капитала ( ROE )
  • Коэффициент рентабельности суммарных активов ( ROTA )
  • Коэффициент текущей ликвидности
  • Коэффициент срочной ликвидности

(Ответы и пояснения смотрите в конце модуля)