Отчет о прибылях и убытках

Ваша фирма – инструмент извлечения прибыли из окружающего мира. Вас, как владельца, безусловно, интересует не только состояние активов, но и величина прибыли, генерируемой вашей компанией. И величина эта должна быть подсчитана предельно точно. Именно для этого существует отчет о прибылях и убытках. Цель его составления - определить, какую прибыль компания получила за период, и информировать об этом собственника (и не только).

Для того, чтобы оценить прибыль компании, необходимо, прежде всего, оценить выручку за рассматриваемый период. По своей сути, выручка – это показатель притока

«экономических выгод» в результате повседневной деятельности компании. Эти выгоды либо увеличивают активы компании, либо уменьшают обязательства.

Необходимо также определить совокупные расходы за тот же период. Расходы – это противоположный выручке показатель, который иллюстрирует отток экономических выгод, приводящий либо к уменьшению активов, либо к увеличению обязательств.

Расходы возникают в процессе генерирования выручки и зависят от типа компании и предоставляемых ей услуг или реализуемой продукции. Это могут быть:

  • Затраты на покупку продукции для последующей продажи
  • Заработная плата
  • Арендная плата
  • Расходы на содержание и эксплуатацию транспорта и техники
  • Расходы на страхование
  • Расходы на коммуникации
  • Расходы на продвижение и рекламу и т. д.

Собственно разница между совокупной выручкой и совокупными расходами и составляет прибыль (если выручка превышает расходы) или убыток (если выручка ниже расходов).

Отчет о прибылях и убытках связывает балансы на начало периода и на конец периода друг с другом. Можно составить уравнение баланса с учётом прибыли или убытка в следующем виде:

Активы (на конец периода) = Капитал (на начало периода) + (Выручка – Расходы) + Обязательства (на конец периода)

Вот как это может выглядеть на примере.

Пример:

Предположим, что ваш баланс на начало периода выглядит так:

Таблица 1. Пример баланса на начало периода

Актив

Пассив

Название актива

Остаток, тыс. руб.

Название актива

Остаток, тыс. руб.

Расчетный счет (деньги)

40

Уставный капитал

200

Товары

160

Баланс

200

Баланс

200

После этого ваша фирма хорошо поработала и продала все товары на сумму в 250 тыс. руб. Еще за этот месяц нужно выплатить 60 тыс. руб. в качестве зарплаты вашим сотрудникам. Компания получила прибыль:

250 000 (выручка от продажи) – 160 000 (себестоимость товаров) – – 60 000 (зарплаты) = 30 000 (прибыль).

Ваш баланс будет выглядеть так:

Таблица 2. Пример баланса на конец периода

Актив

Пассив

Название актива

Остаток, тыс. руб.

Название актива

Остаток, тыс. руб.

Расчетный счет (деньги)

290

Уставный капитал

200

Товары

0

Нераспределенная прибыль

30

Задолженность по зарплате

60

Баланс

290

Баланс

290

Из актива ушли товары, которые стоили 160 тыс. руб., и пришло 250 тыс. руб. выручки от продажи этих товаров. Активы выросли за счет заработанной прибыли в 30 тыс. руб.

В пассиве остался уставный капитал (обязательства перед собственником бизнеса) и добавились средства, которые нужно будет уплатить сотрудникам.

Прибыль – это тоже источник собственного имущества фирмы, поэтому она отражается в пассиве.

Отчет о прибыли будет выглядеть так:

Таблица 3. Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках за месяц

Выручка от продажи

250

Себестоимость проданных товаров

160

Расходы на зарплату

30

Итого прибыль

30

Еще одна из задач отчета о прибылях и убытках – показать, как была распределена прибыль между заинтересованными лицами.

Она может быть распределена между теми, кто предоставил активы для получения прибыли – кредиторами и инвесторами, а также государством (в форме налогов). Существует строгая очередность распределения прибыли: сначала кредиторам, потом государству, и в самом конце – владельцам (или акционерам). Нераспределенная прибыль остается в распоряжении компании и увеличивает собственный капитал.