Финансовое планирование для малых организаций. Введение.

«Деньги – кровь бизнеса». Именно поэтому, каждому владельцу предприятия – малого или среднего, вновь созданного или успешно работающего – необходимо тщательно следить за состоянием финансов в своем бизнесе, проводить профилактические «лечебные мероприятия», позволяющие избежать финансовых «инфарктов».

Я владею небольшой торговой компанией. В какой-то момент у меня возникла потребность в банковском кредите: год назад занял деньги у частных лиц, но сейчас обстоятельства изменились, и нужно быстро вернуть деньги. План: обратиться в банк, получить кредит, закрыть старые задолженности и развиваться дальше. По моим представлениям, бизнес генерировал 16 миллионов рублей прибыли в год, и получить кредит в такой ситуации не должно было быть трудным.

Начав разбираться с финансовой ситуацией, я быстро понял, что мои представления не соответствуют действительности и являются искаженными за счет неправильного учета («задваивание» выручки).

Реальная прибыль моих компаний болталась в районе нуля в сезон и а в застойное время – убыток в полмиллиона в месяц. По годовому итогу – глубокий минус.

Никаких 16 миллионов там не было и близко.

Те 16 миллионов, которыми я рассчитался с частью долгов, фактически были взяты из оборотного капитала, а не из прибыли. А оборотный капитал приходилось пополнять займами. То есть взял деньги, подержал их у себя на счете, потом перевел обратно, еще и остался должен. Вот такая математика!

Антон, владелец компании по импорту товаров из Китая в Россию

Вот еще несколько распространенных недочетов в управлении деньгами в малых и средних предприятиях:

  • Отсутствие понимания финансовой ситуации в компании. То, что у вас лежит на счете 20 миллионов, еще не значит, что вы можете потратить из них хотя бы тысячу. Сначала разберитесь, откуда и как они попали на счет, какой доход ониприносят и долго ли они могут на счете находиться, и только потом открывайте новые магазины, покупайте личные автомобили и совершайте любые другие расходы.
  • Отсутствие критериев эффективности, которые были бы доступны вам в любой момент. Есть ли у вас финансовая модель, по которой вы могли бы проследить оборот, выручку, прибыль и движение денег? Если вы не можете отследить эти параметры, то не можете их контролировать.
  • Отсутствие планирования. Часто открытие новых магазинов или даже целых направлений в бизнесе производится наобум, без понимания, хватит ли на это свободных денежных средств. За счет каких средств на самом деле происходит развитие: за счет оборотных средств или за счет уже сгенерированного дохода? Производится ли расчёт прибыльности нового магазина или направления?

Именно с отношения к бизнесу как к инвестиции и с того, какие финансовые показатели планирования нам необходимо рассчитать, мы и начнем изучение основ финансовой грамотности для малых предпринимателей.